Архитектурно-строительный институт

«Уфимский государственный нефтяной технический университет» (УГНТУ)
ул. Менделеева,195 ,
корпус УГНТУ № 5,
г. Уфа, Республика Башкортостан,
Россия, 450080
Тел.(факс): +7 (347) 228-29-00

Городские практики или нескучные занятия студентов АСИ УГНТУ

Что приходит на ум от словосочетания «Теория архитектуры»? Правильно! Очередная скучная пара в душной аудитории. Однако студенты группы БАР-16 Архитектурно-строительного института Уфимского государственного нефтяного технического университета (АСИ УГНТУ) стали участниками путешествия в мир ярких образов и нескучных правил, которые не нужно зубрить, ведь запоминаются они моментально.

Ежегодно студенты направления «Архитектура» АСИ УГНТУ проходят городские практики на улицах Уфы, где знакомятся с архитектурой города, её особенностями и историей.

Как это было в этом году? Практики по теории архитектуры проводились в разные дни. Студентам предстояло пройти заранее спланированный маршрут из пункта А (например, от ТРК «Галерея АRТ») в пункт Ж (жилой дом), останавливаясь на 5-6 архитектурных объектах. Не умаляя значимости архитектуры, педагог Юлия Викторовна Расулева вела практические занятия в форме фантазийных ассоциаций: каждый объект рассматривался как история, слепленная из образов.

«Было интересно учиться у преподавателя, так отдающего себя своему предмету и оригинально подающему информацию. Никто не настаивал на непреклонном соблюдений ГОСТов и правил, нет! Мы чувствовали свободу, большую любовь к нам, студентам, открытость к новому, к нашим мыслям; понимание, что каждый переживает архитектуру по-своему», – рассказали студенты группы БАР-16 АСИ УГНТУ.

Так отзывается о практиках староста группы БАР-16-01 Даниил Медведев:
«Городские практики – это нечто большее, чем экскурсия, это эмоционально-чувственное восприятие композиции городской ткани. Это телесное переживание истории структуры объектов. Для нас, студентов-исследователей, город во время занятия превратился в фантастический композиционный роман, где мы не исследовали функции и не копались в технической модели города, а изучали и препарировали городскую ткань Уфы и её «вкуснейшие артефакты». С помощью инструментов – метаобразов, нарративов и макетных моделей – преподаватель (Ю.В. Расулева) проникала в глубинный образ объектов и наглядно демонстрировала для нас их композиционно-структурную суть».

В процессе практики происходит переосмысление восприятия уже знакомых объектов архитектуры. Студенты узнают, по какому принципу каждый архитектор создавал своё творение; выявляют правила для того, чтобы в будущем легко применить этот шаблон при проектировании своего объекта; читают «рецепты» формирования здания, по которым можно «приготовить» свой архитектурный шедевр.

Студент группы БАР-16-02 Алексей Поздняков отмечает:
«После практики по теории архитектуры я открыл для себя больше интересных мест в Уфе. Мне будет интересно показать их друзьям, как карточку Роршаха, чтобы узнать, что видят они, и рассказать, что теперь вижу я. Занятия позволили приблизиться к мыслям автора, пощупать их и положить некоторые себе в копилку.

К примеру, самый первый объект, на котором мы оказались – Молодежный театр архитектора Константина Александровича Донгузова. И первая мысль, которая возникла на площади перед театром: «Вот это поворот: почему этот дерзкий объект не соблюдает «красную линию» и стоит будто бы боком?» Оказалось, что автор нарочито использует этот приём. Он создаёт затекание, приглашая прохожих в своё особое камерное пространство, помещая туда акцент, являющийся своеобразным маяком места притяжения; создаёт ощущение улицы, новой планировочной структуры. И такие композиционные приемы – ассоциации – выявляются по мере изучения любого объекта».

К концу каждой такой практики студенты физически уставали от пешеходных прогулок на большие расстояния, но всё это становилось незаметным благодаря атмосфере путешествия и ярким картинкам: образам кирпичных готических башен, знамёнам, кромсающим небо своими шпилями (Дом-знамя архитектора Дмитрия Александровича Винкельмана) и птице, накрывающей здание своим трепетным телом – стеклянному гнезду, парящему на колоннах ТРК «Галерея АRТ».

Городские практики такого формата – это удивительный опыт выхода за рамки привычных шаблонов обучения, инновационный подход в преподавании. Студенты узнают архитектуру посредством не только строгих правил и чётких размеров, но и через собственное телесное переживание, прикосновение к ней, к мыслям создателей и образов – именно это создаёт живой интерес и особую любовь к своей профессии.